Отдельные АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА по аудиту:
В рамках требования законодательства Республики Беларусь по разработке внутренних правил и стандартов предлагается в форме методических рекомендаций пакет внутренних стандартов по аудиту, состоящий из применяемых форм, таблиц, анкет и методических указаний для практического применения в сфере аудиторских услуг. Стоимость пакета договорная. Отдельные аспекты формирования внутренних стандартов аудита изложены на странице сайта УСЛУГИ – Обязательный и инициативный аудит.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь- статья 18 Закона РБ Об аудиторской деятельности (далее Закон) правила аудиторской деятельности включают:
национальные правила аудиторской деятельности;
внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения;
внутренние правила аудиторской деятельности аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя.
Аудиторским объединением, аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем принимаются внутренние правила аудиторской деятельности аудиторского объединения, аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, устанавливающие требования:
а) к порядку оказания аудиторских услуг;
б) контролю качества работы аудиторской организации аудитора — индивидуального предпринимателя, аудитора.
Порядок формирования внутренних правил определяется национальными правилами аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя», которые определяют унифицированные принципы и подходы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей к разработке внутренних правил аудиторской деятельности аудиторской организации, а также устанавливают требования к осуществлению внутреннего контроля за их применением. Под внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторской организации понимаются документально оформленные аудиторской организацией единые требования к порядку оказания аудиторских услуг, контролю качества работы аудиторской организации.
Применение внутренних правил должно способствовать:
обеспечению высокого качества оказываемых аудиторских услуг на основе безусловного соблюдения национальных правил аудиторской деятельности;
повышению профессионализма аудиторов, рационализации технологии и организации проведения аудита;
снижению аудиторского риска;
уменьшению трудоемкости аудиторских работ (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера, применению программных разработок по формированию документации аудитора);
детализации профессионального поведения аудитора в соответствии с этическими нормами аудита;
внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий.
Внутренние правила аудиторской деятельности должны:
формулировать единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг и при их соблюдении создавать дополнительный уровень гарантии качества работы;
содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований национальных правил и повышению качества оказываемых аудиторских услуг;
регламентировать деятельность аудиторов в пределах конкретной организации, определять порядок взаимоотношений и обеспечивать дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между работниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и аудируемым лицом, а также между аудиторами;
определять единый комплексный подход к технологии оказания аудиторских услуг независимо от условий, в которых они оказываются.
Аудиторская организация, аудитор-индивидуальный предприниматель исходя из основных принципов аудиторской деятельности и общепризнанных этических норм, формируют пакет правил, отражающих их собственный подход к оказанию аудиторских услуг и составлению по их результатам итоговых документов. Внутренние правила аудиторской деятельности являются частью системы внутреннего контроля качества работы аудиторов в аудиторской организации и аудитора- индивидуального предпринимателя.
Наличие внутренних правил является обязательным требованием и предусмотрено в перечне обязанностей аудиторских организаций, аудиторов индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 10 Закона РБ Об аудиторской деятельности- аудиторские организации, аудиторы-индивидуальные предприниматели обязаны: осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соответствии с установленными аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем внутренними правилами аудиторской деятельности.
На основании статьи 11 Закона Об аудиторской деятельности аудиторские организации, аудиторы-индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь за:
нарушение законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности;
нарушение условий договора оказания аудиторских услуг;
достоверность аудиторского мнения, выраженного в аудиторском заключении;
выдачу (подписание) заведомо ложного аудиторского заключения. (Примечание: аудиторское заключение является заведомо ложным, если оно составлено без фактического оказания аудиторской услуги или выраженное в нем аудиторское мнение противоречит результатам оказания такой услуги. Аудиторское заключение признается заведомо ложным только в судебном порядке (статья 20 Закона Об аудиторской деятельности).
Подтверждением достоверности аудиторского мнения, выраженного в аудиторском заключении и обоснованием для признания аудиторского заключения не заведомо ложным является аудиторская документация о фактически проведенном аудите, оформленная в процессе фактического проведения аудита с соблюдением требования о ее наличии и порядке формирования на основе внутренних правил аудиторской деятельности. В книге А.А. Ситнова «Международные стандарты аудита» (Юнити, Москва 2015) отмечается, что «качественный аудит без надлежащего документирования невозможен, однако суждение о качестве аудита, основанное исключительно на документации, объективным быть не может и как следствие, требует разносторонней аудиторской проверки, не только документов, но и непосредственно хозяйственных операций, имущества, товарно-материальных ценностей и пр.».
Контроль за качеством аудиторских услуг и соблюдением требований законодательства по аудиторской деятельности осуществляется на нескольких уровнях:
Государственные органы:
1) Статья 5 Государственное регулирование аудиторской деятельности Закона: Министерство финансов Республики Беларусь контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами — индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах). Проверки могут быть как плановые, так и по обращениям заинтересованных лиц с целью для контроля качества аудиторских услуг конкретного аудитора- индивидуального предпринимателя и аудиторской организации. В данном случае проверить качество аудиторских услуг могут обратиться государственные органы, принимающие аудиторское заключение, подготовленное в исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 года № 1 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в части (п.2.8)-на основании договора оказания аудиторских услуг должны быть проверены правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) не прекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также установлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
2) Статья 22 Обеспечение конфиденциальности в аудиторской деятельности Закона: имеющаяся у аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя информация о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, а также получаемые или составляемые в ходе оказания аудиторских услуг документы и содержащиеся в этих документах сведения предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь:
судам — по находящимся в их производстве делам;
судебным исполнителям — по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве;
прокурору или его заместителю;
органам дознания и предварительного следствия — по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам с санкции прокурора или его заместителя;
органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
органам государственной безопасности Республики Беларусь;
налоговым и таможенным органам;
нотариусам для совершения нотариальных действий;
Национальному банку Республики Беларусь;
Министерству финансов Республики Беларусь.
Под документацией понимается вся аудиторская документация, которая должна формироваться в процессе оказания аудиторской услуги в соответствии с Национальными правилами по аудиторской деятельности и внутренними правилами аудиторской деятельности.
Заказчики аудиторских услуг:
В соответствии со ст.10 Обязанности аудиторских организаций, аудиторов- индивидуальных предпринимателей в том числе входит:
а) качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги;
б) возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;
В данном случае контроль за качественным аудитом может осуществить непосредственный заказчик аудиторских услуг на основании договора на оказание аудиторских услуг через обращением за возмещением причиненного ему ущерба, факт оспаривания которого возможно произвести с помощью наличия аудиторской документации о фактически произведенном аудите, составленной в соответствии с требованием законодательства об аудиторской деятельности, национальных правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности в суде с возможным возмещением через систему страхования профессиональных рисков при наличии заключенного договора.
Общественные объединения:
Статья 8 Закона дает право аудиторскому объединению осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения. В данном случае право не является обязанностью и контроль за аудиторской деятельностью осуществляется только за членами аудиторского объединения. Аудиторские организации и аудиторы-индивидуальные предприниматели, которые не является членами такого объединения, контролируемы Министерством финансов РБ в соответствии со ст.5 Закона, как и члены объединения в том числе.
Аудиторские организации и аудиторы-индивидуальные предприниматели в случаях, предусмотренных:
- НПАД Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности гл.2 (п.7) -рабочая документация предоставляется с согласия Заказчика аудитором, проводившим аудит за прошлый отчетный период, предшествующий текущему отчетному периоду для получения аудиторских доказательств о достоверности отражаемых остатков в бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода;
- НПАД Использование результатов работы другой аудиторской организации, в случаях, когда аудиторская организация проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели одного или несколько обособленных подразделений аудируемого лица. Запрашивается рабочая документация аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя, который проводился в данных обособленных подразделениях;
- Согласно Статье 23 Закона принципы осуществления и требования к организации внутреннего и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности. Внутренний контроль качества работы аудиторов осуществляется аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем в соответствии с установленными ими внутренними правилами аудиторской деятельности. Внутренний контроль качества аудиторской деятельности осуществляется на основании разработанной системы внутреннего контроля в соответствии с НПАД Внутренний контроль качества работы аудиторов. В рамках данной системы контроля должно быть оговорено, что в соответствии с гл.2 (п.5) НПАД Документирование аудита рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита и в соответствии с гл.2 (п.10) НПАД Документирование аудита быть составлена и систематизирована таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого аудита и потребностям аудиторской организации при его проведении.
За несоблюдение требований законодательства об аудиторской деятельности в соответствии со Статьей 25 Закона основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора является наряду с другими нарушениями и:
-выдача (подписание) заведомо ложного аудиторского заключения;
-несоблюдение принципов независимости и конфиденциальности с правом сдачи квалификационного экзамена через три года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Хранение аудиторской документации, составленной аудиторской организацией, аудитором-индивидуальным предпринимателем (в том числе в электронном виде) в ходе оказания аудиторских услуг в соответствии со Статьей 10 Закона производится не менее 5 лет с даты завершения оказания аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. После составления акта на уничтожение аудиторской документации по истечение установленных 5 лет, она не может быть предоставлена ни на проверку, ни по требованию в установленном законодательством порядке, в том числе в электронном виде.