Обязательный и инициативный аудит проводится по договору на аудиторские услуги и отличается тем, что обязательный аудит проводится по требованию, оговоренному в Законе Об аудиторской деятельности, а инициативный по желанию заказчика аудиторских услуг.
Обязательный аудит проводится по плану, перечень вопросов которого утвержден постановлением МФ РБ от 4 августа 2000 года №81 (с изменениями и дополнениями), включающий 13 разделов с подразделами, аудит которых является обязательной минимальной нормой.
Исполнение каждого договора аудиторских услуг у аудитора должно завершаться не только выражением аудиторского мнения в аудиторском заключении и формированием письменной информации (сообщения) по результатам аудита, но и формированием пакета рабочих документов по разделам аудита и этапам его проведения. Подробно об аспектах законодательства о необходимости наличия внутренних стандартов аудита и контроля качества аудита размещены в разделе ИНФОРМАЦИЯ- Отдельные аспекты законодательства по аудиту.
В настоящее время аудитор должен владеть информацией и пользоваться ею по 35 Национальным правилам аудиторской деятельности, Законом РБ Об аудиторской деятельности, 48 Международными стандартами аудиторской деятельности, которые приняты на территории Российской Федерации с 2017 года и доступны в их использовании каждому желающему аудитору и аудиторской организации с переводом на русский язык. Кроме этого надо владеть информацией по всем нормативным актам и их изменениям, которые учитываются при аудите в рамках конкретного договора аудиторских услуг.
Формирования аудиторской документации с созданием файлов для ее хранения в архивах в течение не менее 5 лет со дня завершения выполнения договора, распространяется на все аудиторские услуги, в том числе и по специальным областям аудита, обзорным проверкам и сопутствующим услугам. Разработка пакета аудиторской документации проводится по каждому виду аудиторских услуг. Перечень рабочих документов в файлах, передаваемых на хранение закрепляется решением, приказом с приложением форм анкет, отчетов, расчетов и прочей рабочей документации.
В связи с внесением изменений в Декрет № 1 от 16.01.2009 года О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования Декретом № 2 от 28.02.2017 года аудиторские организации и аудиторы-индивидуальные предприниматели имеют возможность с 3.09.2017 года оказывать аудиторские услуги по аудиту организаций, подаваемых заявление на ликвидацию, с составлением аудиторского заключения установленной формы. Для оказания данного вида аудиторских услуг так же необходимо иметь разработанный внутренними стандартами аудита пакет аудиторской документации, который будет использоваться в процессе аудита, сформированная в нем информация, должна отражать процесс проведения аудита и его результаты с обоснованием аудиторского мнения по проведенному аудиту.
Формирование внутренних стандартов аудита начинается с формирования внутренних правила аудиторской деятельности, основой для которых являются национальные правила аудиторской деятельности (НПАД) по их перечню и содержанию на момент составления и утверждения внутренних правил аудиторской деятельности (ВПАД). Необходимо учитывать и использовать Международные стандарты аудиторской деятельности (МСА) в части недостаточной информации и рекомендаций в НПАД.
По факту формирования ВПАД в электронном виде с соблюдением структуры построения, утвержденной НПАД формируется перечень ВПАД с распределением их по разделам аудита для упрощения применения. Каждому правилу можно устанавливать номер в привязке к разделу аудита и аналогичному правилу в МСА. Так ВПАД «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», которое отражает основные аспекты МСА 200 Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита относится к разделу аудита 1 Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг под № 1. Номер данному правилу ВПАД устанавливаем 1-1/200 и так далее по каждому правилу в разрезе каждого раздела аудита. В перечень ВПАД включаем принятые для использования в аудиторской деятельности МСА, которых нет в перечне НПАД, в том числе:
МСА 210 Согласование условий аудиторских заданий,
МСА402 Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации
МСА 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита.
К приказу на утверждение ВПАД я прилагаю Таблицу № 1 Национальные правила аудиторской деятельности Республики Беларусь по их перечню в количестве 35 правил с перечнем НПАД и Таблица № 3 Международные стандарты аудита, принятые на территории Российской Федерации с 2017 года в количестве 48 стандартов с перечнем МСА. В таблице № 3 перечень МСА, который утвержден Министерством финансов Российской Федерации приказом от 24 октября 2016 года № 192н и приказом от 9 ноября 2016года № 207н о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации с 2017 года по договорам, заключенным с 2017 года на аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Все принятые МСА в Российской Федерации сегодня можно найти в интернете (на официальном сайте МФ РФ).
Макет общего файла аудиторской документации по каждому договору аудита бухгалтерской отчетности от начала планирования до завершения аудита может включать 9 файлов, в которых размещается аудиторская документация в рамках исполнения договора аудиторских услуг, в том числе:
- Папка А- Договор, акты, аудиторское заключение и сообщение информации по результатам аудита (формируется в электронном виде и на бумажном носителе с подписями сторон договора на аудиторскую услугу).
- Папка Б- Документы, полученные от аудируемого лица в рамках проведенного аудита
(в сканированном варианте с полученных копий и оригиналов по перечню до заключения договора и в процессе проведения аудита, документы формируются по разделам аудита согласно плану)
- Папка В- Документы по планированию аудита (в том числе предварительному)
- Папка Г- документация по полученным доказательствам и аудиторским процедурам в рамках каждого раздела аудита по плану аудита
- Папка Д- итоговые отчеты аудитора по результатам проведенного аудита, предшествующие формированию письменной информации по вопросам аудита и формированию мнения в аудиторском заключении.
- Папка Е- документация по процедурам контроля качества по результатам проведенного аудита
- Папка Ж- подведение итогов результатов аудита с аудируемым лицом, результатов консультаций и не решенных вопросов, перенесенных на период после подписания аудиторского заключения, вопросы договорных отношений после выполнения обязательств по договору.
- Папка З- нормативные документы, которые учитывались при проведении аудита с учетом особенностей хозяйственной деятельности субъекта аудита и предмета договора по аудиторским услугам (законодательство по бухгалтерскому учету, налогообложению и др.);
- Папка И-(И-1) -копии рабочих документов в виде регистров бухгалтерского учета (главная книга, карточки по счетам, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости по счетам и прочая бухгалтерская документация (формируется в электронном виде с данных бухгалтерского учета в рамках периодов аудита по договору) и (И-2)- сканированные первичные учетные документы в электронном виде, которые по плану аудита и с учетом профессионального суждения аудитора рассматривались в составе выборки, оценки системы внутреннего контроля, иной информация о проведенных аналитических процедурах, тестах, проверках по существу и иных аудиторских доказательствах-обоснованиях.
В папке «В»- в составе документов по планированию аудита (в том числе предварительному) могут быть размещены анкеты с информацией:
№ 1 Анкета – Предварительная информация об аудируемом лице
№ 2 Анкета- Анкета о возможности проведения аудита и независимости участников аудиторской про
№ 3 Анкета -Оценка аудиторского задания по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности верки
№ 4 Анкета- Предварительная оценка аудиторского риска
№ 5 Анкета- Предварительный и окончательный расчет уровня существенности
№ 6 Анкета- основные факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица
№ 7 Анкета- оценка системы КОД
№ 8 Анкета – Достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности
№ 9 Анкета- Окончательная оценка аудиторского риска
№ 10 Анкета- Оценка существенности по отклонениям в результате аудита
№ 11 Анкета Изучения деятельности аудируемого лица с экологической точки зрения
№ 12 Анкета – События, произошедшие после отчетной даты
№ 13 Анкета- результатов соблюдения требований по допущению непрерывности деятельности аудируемого лица
№ 14 АНАЛИЗ финансовый по балансу и показателям отчетности, показателям бухгалтерского учета
№ 15 Стратегия аудита
№ 16 План аудита
Возможно формирование документации аудита с использованием специальной программы — ПО «Документация аудитора». Применение ПО при формировании документации аудитора должно быть утверждено приказом на все аудиторские услуги или на определенный перечень с приложением форм, которые формируются в данном ПО.
Все сформированные файлы в ПО Документация аудитора также могут хранится в электронном виде с кодировкой по разделам папок (А, Б, В, Г, Д, Ж) в разрезе каждого рабочего документа с нумераций документов внутри папки по порядковому номеру каждого документа. Возможно выведение сформированной аудиторской документации на печать для формирования документов в папке на бумажном носителе с соблюдением аналогичного порядка хранения в каждой папке с соответствующей нумерацией.
Примечание: Все документы в папках, кроме папки с буквой «А», могут храниться только в электронном варианте в течение 5 лет со дня завершения работ по договору. В Папке «А» на бумажном носителе хранятся договорные документы, аудиторское заключение, письменный отчет, заявления и иная информация, которая должна быть на бумажном носителе по законодательству.
Для упрощения подбора заполняемых анкет и таблиц можно сформировать общую библиотеку шаблонов по разделам:
- Подготовка и планирование аудита
- Проведение аудита и подведение итогов
- Подготовка аудиторского заключения по его видам
- Подготовка отчета (информации) по результатам аудита
- Аналитические таблицы по анализу финансово-хозяйственной деятельности
- Иные аналитические таблицы, расшифровки и справки
- Справки о результатах проверки правильности применения НПАД Аналитические процедуры
- Справки о долгосрочных финансовых вложениях, об имуществе организации сданном в аренду, об имуществе, реализованном в течение отчетного года т.д. по необходимости, и решению конкретной аудиторской организации аудитора-индивидуального предпринимателя. Перед началом проведения аудита возможно утвердить перечень заполняемых в обязательном порядке анкет, справок, форм и другой аудиторской документации исходя из условий договора, предмета договора, характера аудита и объема аудита.
Кроме пакета внутренних правил аудиторской деятельности и пакета аудиторской документации по проведению аудита, формируется пакет методических указаний и всевозможной учебной информации, которые указываются в отдельном перечне по их применению и являются приложением к ВПАД.
При разработке файла с законодательной и нормативной базой, используемой при проведении аудита, учитывается ее привязка к отдельным разделам аудита и отдельным вопросам плана аудита.
Примечание № 1
Материал по стандартизации аудита и ответственности аудитора с приложением таблиц № 1-3 и подробным раскрытием данной темы и примера формирования стандартов по аудиту можно заказать по договору консультирования стоимость сформированного материала -20 рублей.
Примечание № 2
Комплект анкет, методических материалов, инструкций, МСА, принятых в РФ, внутренних правил можно приобрести по отдельному договору как методический материал –цена договорная.